ГлавнаяПубликацииШкольный возраст

Трудности «переходного» возраста

+ 24 305   2013-11-09 19:52:56


Трудности «переходного» возраста

Ко мне обращаются многие родители детей-подростков с просьбой помочь «справиться» с их детьми, которые  «отбились» от рук. Надеюсь, что эта  информация поможет Вам найти взаимопонимание с ребенком и наладить испорченные отношения.  Помните, что нет ничего невозможного и  неудовлетворяющие Вас взаимоотношения можно поправить на любой стадии — если только действительно хотеть этого!

Немного физиологии.  Подростковый возраст относят на период с 10-11 до 15-16 лет. Он связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием.  В организме происходят гормональные  изменения, что вызывает очень быстрое  физическое и физиологическое развитие. В связи с этим,  возникают трудности в работе  внутренних органов, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые  вызывают  быструю смену физического состояния  и настроения — от бодрости, радости, азарта до разбитости, печали и полной пассивности.

Переживая «гормональную бурю», подростки все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Резко вырастает интерес к своей внешности (формируется новый образ физического «Я»), остро переживаются все изъяны внешности (и действительные и мнимые). Это особо чувствительная зона, требующая от взрослых тактичности, понимания, теплых, доверительных отношений.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые  формы самосознания – чувство взрослости и Я-концепция.

Чувство взрослости — это отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя взрослым человеком (в 11-13 лет). Проявляется это чувство в желании, чтобы все — и взрослые и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, в желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, своей территории,  иногда учебы.

Вот, например, мнение одного подростка: «Да че родаки  мной командуют, я же уже не маленький. А они взрослым меня не считают — пристают со всякими глупостями, обвиняют. То пришел домой поздно, то мусор не вынес… А я самостоятельный – захотел позже пришел домой, захотел — раньше. И друзей моих не любят, общаться не разрешают. А у меня с друзьями все в порядке — они клевые.»

Но на самом деле самостоятельность еще не сформировалась, подросток не всегда может ее использовать. Бывает так, что ухудшением поведения подросток вынуждает родителей снова осуществлять контроль над ним. Поэтому родителям необходимо помогать в становлении самостоятельности ребенка, отдавая ему обязанности и в то же время признавая его права (выбор одежды, время сна, прихода домой и т.п.).

Примерно к 15 годам после поисков себя, личной нестабильности у подростка формируется система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Это и есть «Я-концепция».

Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Самоанализ, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой и неустойчивой. Подростки, изучая себя, думают, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их (это явление называют «воображаемой аудиторией»). Поэтому подросток все время чувствует себя в центре внимания окружающих, что усиливает его ранимость.

Поддержать ослабевшее «Я» подростка родители могут любовью и безоценочным принятием, причем подросток готов слышать слова поддержки чуть ли не ежедневно – так уязвима его самооценка.

Важно, чтобы ребенок имел возможность не только получать любовь, но и отдавать ее близким (иначе у него возникает инфантильная, потребительская позиция).

С развитием самосознания связаны склонность к уединению, чувство одиночества, непонятности и тоски. Родителям необходимо создавать условия для самораскрытия ребенка, так как в общении со сверстниками потребность в самораскрытии не удовлетворяется должным образом. Поэтому взрослым нужно научиться просто слушать и понимать ребенка, а не поучать и осуждать.

Неуверенность подростка в себе внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

Вот как описывает проблему одна мама: «Наша дочь всегда была доброй, доверчивой, открытой, заботливой, мягкой девочкой. И вдруг она стала недовольна всем и всеми. Ребенок изменился прямо на глазах – обиды, раздражение, грубости и даже агрессия. Самое обидное, что все эти чувства направлены на самых близких людей, которые любят ее и желают добра…».

Подросток обладает сильными, иногда слишком, потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Самостоятельность проявляется в основном в стремлении к свободе от влияния взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – не учебных занятиях.

Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подросткового возраста. Подросток как бы «примеряет» на себя различные занятия, роли, деятельность. Характер увлечений подростка тесно связан с интенсивным становлением в данном возрасте типа характера. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени благодаря кружкам или секциям – один из наиболее действенных путей профилактики проблем, связанных с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией.

Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Обычно подростки дружат с ровесниками того же пола, принадлежат к одной и той же среде. Но бывает дружба и с подростками противоположного своему характера. Объясняется это тем, что ребенок ищет в друге черты, которых ему самому не достает.

У детей в этом возрасте появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании по интересам, способам развлечения, занятиям. Но подростку недостаточно входить в любую группу, которая его принимает. Для него важно входить в группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.

Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями, - еще одна сфера отношений подростка. Влияние родителей уже ограничено, но его значение огромно! Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах развлечений, молодежной моды, музыки. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Нуждаясь в родителях, их любви, заботе, в их мнении, подростки в то же время испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Наиболее распространенные стили семейного воспитания – демократичный, авторитарный, гипоопека, гиперопека.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не раздражает подростка. Формирование взрослости при таких отношениях происходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих запретов и указаний. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт. Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, несамостоятельными, менее нравственно зрелыми, чем их сверстники.

Встречается и стиль воспитания «по типу Золушки» - когда высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, у них трудности в общении, часто они сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях, как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – это излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Отношения, складывающиеся по типу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста.

Необходимо упомянуть и о родителях у которых слишком высокие ожидания, оправдать которые подросток не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-то талантов; или посвятить матери, для которой он единственный близкий человек, все свободное время; или пойти по пути отца-неудачника и реализовать его мечты 20-летней давности и т.п. С такими родителями обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязываются повышенная моральная ответственность, может развиться невроз!

Любое противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях. Например, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

Подростковый кризис не всегда протекает в форме «кризиса независимости». Иногда подростки предпочитают не ввязываться в борьбу за свою личностную автономию, которая может закончиться не в их пользу. Они выбирают сохранение прежней системы отношений с родителями, которая дает им эмоциональное благополучие и чувство защищенности. Эту форму кризиса определяют как «кризис зависимости», для которого характерен выбор (часто неосознанный) самоопределения по типу «Я ребёнок и хочу оставаться им». Родители обычно воспринимают такой вариант взросления положительно, радуясь тому, что им удалось сохранить благоприятные отношения с ребёнком. Однако для личностного развития подростка это неблагоприятный вариант, результатом которого является затяжная инфантильная позиция «ребёнка», сохраняющаяся не только в период молодости, но даже в зрелом возрасте.

Выбор зависимой по отношению к родителям позиции может определяться внутренними и внешними причинами. К внутренним причинам можно отнести такие личностные особенности подростка, как тревожность, неуверенность в себе. Такой подросток будет избегать ситуаций с неопределёнными последствиями (в том числе конфронтации с родителями), поскольку у него нет уверенности в том, что он сможет добиться своего. Внешней причиной может быть сложившийся в семье стиль взаимодействия родителей с ребёнком. Авторитарный родитель может заставить подростка смириться со своим подчинённым положением, что приведёт к неизбежному искажению его личностного развития.

Ещё одним следствием сглаженного бесконфликтного протекания подросткового кризиса может быть его смещение во времени. Протекание кризиса независимости в 17-18 лет обычно бывает более бурным и осложняется необходимостью решения возрастных задач, свойственных периоду ранней юности.

Потребность быть собой – это стремление к совершенствованию своего "я", к самопознанию и самораскрытию. Не случайно, именно в этот период подростки начинают интересоваться психологией, философией, оккультизмом. Происходит становление личности. Подросток переосмысливает старые родительские нормы. То, что раньше воспринималось как истина, подвергается проверке, причем, не только на теоретическом уровне. Подросток экспериментирует, пробует "на вкус" жизнь, которая открывается для него с новой, неизученной стороны.

Вы можете получить консультацию Раисы Толочко здесь: вопросы и ответы психолога

Поделитесь с друзьями:
Раиса Толочко, психолог

Смотрите так же

Как вырастить ребенка счастливым. Воспитание ребенка школьного возраста
В рамках медиа-проекта «Истина семьи» представлен фильм-беседа с психологом Ириной Ботневой. Второй …
Педагог-ребенок-семья
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других …

Отзывы и комментарии

Добавить отзыв

Представьтесь от своего имени в любой социальной сети, или войдите на сайт, если у Вас есть логин и пароль: