ГлавнаяПубликацииНормативные документы

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА устройства и содержания детских дошкольных учреждений (детские ясли, детские сады, детские ясли-сады)

+ 14 928   2013-11-05 23:23:35


ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА СССР
УТВЕРЖДАЮ Зам. главного государственного санитарного врача СССР В.Е.Ковшило 20.03.1985 N 3231-85
СОГЛАСОВАНО Зам. министра просвещения СССР 11.03.1985 г. М.И.Журавлева

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА устройства и содержания детских дошкольных учреждений (детские ясли, детские сады, детские ясли-сады)


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие санитарные правила по содержанию детских дошкольных учреждений распространяются независимо от ведомственного подчинения на все действующие детские ясли, детские, сады и детские ясли-сады в городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах.
2. Все нормативные положения по устройству и оборудованию строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов и детских яслей-садов) следует принимать в соответствии с требованиями Главы СНиП II-64-80 "Детские дошкольные учреждения. Нормы проектирования".
3. Детские дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет(*) и комплектуются в группы с учетом возраста согласно таблице 1.
Таблица 1

Группы

Возраст

К-во мест в группе

1 . Ясельные :



первая группа раннего возраста

от 2-х мес . до 1 года

15

вторая группа раннего возраста

от 1 года до 2-х лет

20

первая младшая группа

от 2-х до 3-х лет

20

2 . Дошкольные :



вторая младшая группа

от 3-х до 4-х лет

25

средняя группа

от 4-х до 5 -и лет

25

старшая группа

от 5-и до 6-и лет

25

Подготовительная к школе группа

от 6-и до *7-и лет

25(*)


(*) - Действует до полного завершения перехода на обучение детей с 6 лет.

      4. В зависимости от длительности обслуживания детские дошкольные учреждения могут быть с 9-, 10- и 12-часовым и круглосуточным пребыванием детей с одним выходным днем при 6-дневной рабочей неделе, при пятидневной рабочей неделе - с двумя выходными. Длительность пребывания составляет 9-10,5; 12; 24 часа. В зависимости от потребностей населения может быть установлена иная продолжительность работы детского дошкольного учреждения. В необходимых случаях по разрешению исполкомов местных Советов народных депутатов в воскресные и праздничные дни могут открываться в дошкольных учреждениях дежурные группы.
      5. Детские ясли-сады следует проектировать на одну, две, четыре, шесть, восемь, двенадцать и четырнадцать групп с количеством мест, соответственно не более чем на 25, 50, 95, 140, 190, 280, и 330 мест. Количество и соотношение возрастных групп детей в строящихся детских дошкольных учреждениях определяется заданием на проектирование.
      Вместимость детских яслей-садов, пристроенных к торцам жилых домов, не должна превышать 140 мест. Для городов и крупных населенных пунктов следует проектировать детские ясли-сады вместимостью не менее 140 мест. Комплексы детских яслей-садов проектируются на 24 и более групп соответственно на 560-660 мест.
      В детских яслях-садах для сельских населенных пунктов IIIБ климатического подрайона и IV климатического района допускается увеличение мест в летний период за счет строительства летних павильонов. Общее количество мест в летних павильонах не должно составлять более 50% вместимости основного здания и превышать 100 мест.

II. УЧАСТОК

      6. Детские ясли-сады следует размещать в микрорайонах на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, с радиусом обслуживания 300 м.
      Расстояние от зданий детских яслей-садов до красной линии должно быть не менее 25 м, а от границ земельных участков до стен жилых домов с входами и окнами - не менее 10 м, без входов и окон - 5 м.
      7. При размещении зданий детских дошкольных учреждений должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий: не менее 2,5 высоты противостоящего наиболее высокого здания со стороны окон основных помещений групповых ячеек.
      8. Размеры земельных участков следует принимать из расчета на одно место: в детских яслях-садах до 95 мест - 40 кв.м, на 140-320 мест - 35 кв.м, а в комплексах детских яслей-садов на 560-660 мест - 30 кв.м.
      На земельных участках детских дошкольных учреждений следует предусматривать групповые площадки, общую физкультурную площадку, огород-ягодник, хозяйственную площадку и зеленые насаждения.
      Площадь групповых площадок определяется из расчета 5 кв.м. на 1 ребенка в I и II группах раннего возраста; 7,5 кв.м - в 1 младшей группе; 7,2 кв.м - в дошкольных.
      Групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах и т.д.).
      9. Детские площадки должны иметь удобную связь с выходами из помещений соответствующих групповых ячеек в здании. Площадки для детей ясельного возрасте должны размещаться в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп. Групповые площадки должны иметь кроме открытой, инсолируемой части и затененную.
      Оборудование на участке должно соответствовать росту и возрасту детей и быть надежно и устойчиво закреплено. Установка осуществляется согласно инструкции предприятия изготовителя. Поверхность оборудования не должна иметь острых выступов и шероховатостей, выступающих болтов. Материалы для изготовления оборудования должны быть высокого качества и выдерживать большие нагрузки с целью исключения неожиданных поломок и предупреждения травматизма. Покрытие конструкций должно быть водостойким и хорошо поддаваться очистке. Все полимерные материалы, используемые при изготовлении оборудования, должны быть разрешены Минздравом СССР.
      10. Групповые площадки следует ограждать кустарником.
      Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50%. Зеленые насаждения должны защищать здания детских учреждений и групповые площадки от перегрева; кустарники следует высаживать не более 5 м; деревья - 10 м от здания; в IV климатическом районе эти расстояния можно уменьшать и использовать высококронные деревья.
      Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками.
      При примыкании зеленых участков непосредственно к лесным массивам, паркам и садам площадь зеленых насаждений допускается сокращать до 50%.
      11. Каждая группа должна иметь на площадке теневой навес, площадью 40 кв.м, для защиты от солнца и осадков. Полы теневых навесов должны быть деревянными. В IV климатическом районе и IIIБ подрайоне теневые навесы ограждаются с двух сторон; во II климатическом районе, IВ, IД и IIIА подрайонах - с трех сторон. При теневых навесах оборудуются кладовые (встроенные шкафы, стеллажи, полки, скамьи с ящиками под сиденьями) для хранения игрушек и инвентаря. Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещений групповых ячеек. В IА, IВ и IГ подрайонах вместо теневых навесов предусматриваются прогулочные веранды.
      12. Групповые площадки должны иметь для детей ясельного возраста - травяное покрытие; для детей дошкольного возраста кроме травяного покрытия - площадку с утрамбованным грунтом, в районах с вечномерзлыми грунтами для всех групповых площадок - дощатое покрытие.
      13. Физкультурную площадку следует предусматривать площадью 150 кв.м на 50-75 и 250 кв.м на 100 и более детей в дошкольных группах.
      На участках комплексов детских яслей-садов следует размешать две физкультурные площадки общей площадью 400 кв.м с покрытием деревянным, травяным, тартановим, резино-битумным. Для III и IV климатических районов страны вблизи физкультурной площадки допускается устраивать открытые плавательные бассейны переменной глубины от 0,4 до 0,8 м, площадью 21 кв.м. При бассейне необходимо предусматривать полный набор помещений в соответствии с Главой СНиП "Детские дошкольные учреждения" и Главой СНиП "Нормы проектирования. Спортивные сооружения".
      Допускается организовывать на участке плескательные бассейны глубиной 0,25 м.
      14. Хозяйственная площадка должна быть изолирована от остальных, располагаться вблизи пищеблока и прачечной, иметь твердое покрытие (асфальт или бетон) и самостоятельный въезд.
      На земельных участках детских дошкольных учреждений в случаях, когда требуется хранение более недельного запаса овощей и фруктов, допускается размещать при хозплощадках овощехранилище площадью не менее 50 кв.м. Разрешение на строительство овощехранилища, в каждом отдельном случае, должно быть получено в установленном порядке.
      Мусоросборники должны быть металлическими с крышками и размещаться только на хозяйственной площадке на расстоянии не менее 25 м от здания на бетонированном или асфальтированном основании.
      15. Земельный участок дошкольных учреждений должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м. По периметру земельного участка должна располагаться полоса деревьев или кустарниковых насаждений шириной в 5 м.
      На территории земельного участка следует иметь наружное электрическое освещение.

    III. ЗДАНИЕ

      16. Детские ясли, детские сады и детские ясли-сады должны размещаться в отдельно стоящих зданиях высотой, как правило, не более двух этажей. Здания детских яслей-садов с увеличением количества мест на летний период должны быть одноэтажными. На земельных участках со сложным рельефом допускается увеличение этажности зданий детских яслей-садов до трех этажей при условии устройства непосредственных выходов из первого и второго этажей на уровне планировочной отметки земли.
      17. Здания, в зависимости от вместимости, могут иметь компактную, блочную или павильонную структуру: состоять из нескольких корпусов-павильонов, отдельно стоящих или соединенных между собой отапливаемыми переходами. Неотапливаемые переходы и галереи допускаются только в IIIБ климатическом подрайоне и IV климатическом районе.
      18. В здании и на участке должен соблюдаться принцип максимальной изоляции отдельных, особенно ясельных, групп друг от друга и от административно-хозяйственных помещений. В зданиях детских яслей-садов на 50 мест и более из пищеблока, изолятора и постирочной должны быть отдельные выходы на участок.
      19. Наружные входы в здания должны быть с двойными тамбурами в IВ, IД климатических подрайонах и II и III климатических районах; в IА, IБ и IГ климатических подрайонах - с тройными тамбурами; в IIIБ и IV климатическом районе - с одним тамбуром. Наружная дверь одного из входов должна открываться во внутрь. Глубина тамбура должна быть не менее 1,6 м.
      Внутренние двери, имеющие частичное остекленение, должны быть закрыты с обеих сторон ограждением (рейчатым экраном) на уровне роста ребенка.
      20. Групповые ячейки для детей ясельного возраста должны располагаться преимущественно на первом этаже и иметь отдельные входы в каждую ячейку.
      В состав групповой ячейки для детей ясельного возраста входят приемная, игральная, спальня, туалетная и буфетная. Все помещения должны иметь удобную связь между собой. В приемной первой группы раннего возраста выделяется место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями; спальню в этих группах рекомендуется разделять на две зоны остекленной перегородкой.
      21. Групповые ячейки для детей дошкольного возраста могут располагаться как на первом, так и на втором этажах: для детей дошкольного возраста допускается иметь общий вход не более чем на 4 группы.
      В состав групповой ячейки для детей дошкольного возраста должны входить раздевальная, групповая, спальня, туалетная и буфетная.
      22. Состав и площадь помещений групповых следует принимать согласно приложениям 1 и 2.
      23. Высота наземных этажей зданий детских яслей, детских садов и детских яслей-садов должна быть не менее 3 м.
      24. Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта в зданиях детских дошкольных учреждений следует принимать согласно таблице 2.
      25. В помещениях игральных, групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IА, IВ и IГ климатических подрайонов, должно быть обеспечено естественное сквозное или угловое проветривание. В IV климатическом районе, кроме групповых игральных и спален сквозное или угловое проветривание должны иметь кухни, постирочные, сушильные, гладильные.
      26. Откидные фрамуги с рычажными приборами (не менее чем для 50% окон) и форточки должны быть в каждом помещении и использоваться во все сезоны года. Отношение площади фрамуг к площади пола должно составлять 1:50. Наружная часть фрамуг должна открываться снизу, а внутренняя - сверху. Рекомендуется также на внутренней части фрамуги иметь боковые щитки.
      Высоту ограждения лестниц в групповых ячейках следует принимать 1,3 м, а высота поручней для детей у стен лестничной клетки должна быть 0,5 м. считая от верха проступи до верха поручня по вертикали; поручни для взрослых предусматриваются на высоте 0,85 м.
      В ограждении лестниц вертикальные элементы располагаются с просветом не более 0,1 м, горизонтальные членения в ограждениях не допускаются.

     27. В туалетных для второй группы раннего возраста и первой младшей групп устанавливаются 2 детских умывальника и 1 взрослый, 1 детский унитаз(*), слив, душевой поддон, 1 полотенце-сушитель. В туалетной первой группы раннего возраста - 1 умывальник взрослый, слив, ванна. 1 полотенце-сушитель, в приемной и игральной устанавливается умывальник взрослый с локтевым смесителем.
     ______________ (*) - Унитазы обязательно должны иметь сиденья (гигиенические накладки)
      В туалетных второй младшей и средней групп устанавливаются 4 детских умывальника, 3 детских унитаза в открытых кабинах с перегородками-экранами, душевой поддон с душевой сеткой на гибком шланге, одно полотенце-сушитель.
      Старшая и подготовительная группы должны иметь раздельные туалетные для мальчиков и девочек на 4 унитаза, 4 умывальника, 1 поддон с душевой сеткой на гибком шланге, 1 полотенце-сушитель.
      28. В детских учреждениях на 95 и более мест должны быть залы для музыкальных и гимнастических занятий. Площадь зала должна быть в дошкольных учреждениях до 140 мест - 75 кв.м, от 140 до 190 мест - 100 кв.м. В дошкольных учреждениях на 280-330 мест предусмотрено два зала площадью 100 и 50 кв.м или по 75 кв.м каждый.
      Полы в залах должны иметь покрытия, обладающие низкой теплопроводностью (паркет, доски, линолеум на утепленной прокладке).
      Залы не должны быть проходными. Допускается объединение двух залов с помощью раздвижной перегородки. При залах необходимо размещать кладовую для хранения физкультурного инвентаря площадью 6 кв.м. В IА, IБ и IГ климатических подрайонах вблизи комнаты для музыкальных и гимнастических занятий следует размещать фотарий.
      В зданиях детских дошкольных учреждений, а также в составе комплексов детских яслей-садов допускается проектирование плавательного бассейна с ванной 3X7 м и переменной глубиной от 0,6 до 0,8 м. По периметру ванны должен быть борт высотой 0,15 м и шириной 0,3 м, а также обходные дорожки шириной не менее 0,75 м.
      В местах выхода из душевой на обходную дорожку должны устанавливаться ножные ванны при длине и ширине не менее 0,8 м и глубине 0,1 м.
      29. Для изоляции заболевших детей в детских дошкольных учреждениях должен быть изолятор, который следует размещать на первом этаже с отдельным выходом на участок. Палаты изолятора должны быть непроходными.
      Медицинский комната выделяется для всех детских дошкольных учреждений независимо от вместимости и размещается смежно с одной из палат изолятора (комнатой заболевших детей) с устройством между ними, а также между палатами изолятора, остекленной перегородки на высоте 1-1,2 м от уровня пола.
      Состав и площади медицинских помещений следует принимать согласно приложению 3.
      30. Состав и площадь служебно-бытовых помещений детских дошкольных учреждений следует принимать согласно приложению 4.
      В зданиях детских дошкольных учреждений следует предусматривать служебный вход и холл площадью 12 кв.м при вместимости 90-240 мест и площадью 18 кв.м при вместимости 240 и более мест.
      31. Помещения пищеблока следует размещать на первом этаже с выходом наружу. Кладовые для хранения овощей и сухих продуктов предусматриваются изолировано от кухни. Проходные кладовые и проход в них через кухню не допускается.
      Для вертикальной транспортировки пищи желательно предусматривать грузовые подъемники.
      В кухнях следует предусматривать установку оборудования, работающего на электричестве.
      Состав и площадь помещений пищеблока следует принимать согласно приложению 5.
      32. Помещения постирочной и гладильной должны быть смежными. Входы (окна) для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными. Шлюз с окном для сдачи грязного белья должен открываться в сторону постирочной.
      Не допускается устраивать вход в постирочную против входов в помещения групповых ячеек и пищеблока.
      Состав и площадь помещений постирочной следует принимать согласно приложению 6.
      33. Не допускается располагать окна кухни, постирочной и туалетных под окнами помещений групповых, игральных, спален.
      34. Стены и полы помещений детских дошкольных учреждений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом.
      Поверхности стен основных помещений групповых ячеек, комнат для музыкальных и гимнастических занятий должны иметь матовую фактуру светлых тонов и быть доступными для мытья и дезинфекции. Стены помещений пищеблока (кухни), постирочной, гладильной и туалетных следует облицовывать на высоту 1,5 м глазурованной плиткой.
      Полы в помещениях групповых и игральных, спален, изолятора должны быть теплыми, без щелей. В помещениях групповых и игральных, размещаемых на первом этаже, полы должны быть отапливаемыми.
      Покрытия полов помещений групповых, игральных, спален, медицинских помещений, изолятора, коридора и др. помещений с пребыванием детей должны быть дощатые, паркетные, из линолеума.
      Полы в помещениях пищеблока, постирочной, гладильной и туалетных выстилаются керамической, мозаичной шлифованной плиткой. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений детских дошкольных учреждений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве Министерством здравоохранения СССР.

IV. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

      35. Основные помещения зданий детских дошкольных учреждений должны иметь непосредственное естественное освещение. Минимальный коэффициент естественной освещенности
     (КЕО) в групповых, спальных, медицинской комнате палатах изолятора, комнате заболевших детей, комнате для музыкальных и гимнастических занятий должен быть не менее 1,5%. Освещение вторым светом допускается только в помещениях туалетных, приемных и раздевальных детских дошкольных учреждений, расположенных в IА, IБ и IГ климатических подрайонах, II и III климатических районах. Помещения кладовых, туалетных для персонала и буфетных допускается устраивать без естественного освещения.
      36. Глубина помещений групповых при одностороннем освещении должна быть не более 6 м. При большей глубине помещений должно быть двустороннее параллельное или угловое расположение окон. Переплеты окон не должны иметь мелких решеток. На подоконниках не должно быть высоких широколистных цветов, снижающих уровень естественного освещения. При размещении цветов на подоконниках высота их не должна превышать 15 см (от подоконника). На каждом окне не должно быть более 2-3 цветков. Цветы рекомендуется размещать также в подвесных (на стене) или переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола и в уголках природы.
      37. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений.
      При использовании люминесцентных ламп освещенность групповых, комнат для музыкальных и гимнастических занятий должна составлять не менее 200 лк на уровне 0,5 от пола, в приемных - на уровне 0,8 м от пола, а в раздевальных - на полу. В помещениях для обучения 6-летних детей уровень освещенности на столах должен составлять 300 лк. В спальнях, палатах изолятора и комнатах заболевших детей - 75 лк на уровне 0,5 м от пола. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. При люминесцентном освещении применяются светильники типа ЛП001, ЛП002, ЛП010, ЛП013, ЛП021, ЛП028, Л20IГ220 Л20IБ420, Л20IГ420, Л20IГ240, Л20IГ220, ЛП030, ЛП0З1, ЛП025, ЛП022. Выбор светильников и размещение их должно осуществляться согласно таблице 3. Общая электромощность в помещениях должна составлять 900 вт. а удельная - 15-18 вт/кв.м.

Рекомендации по искусственному освещению помещений детских дошкольных учреждений

      При использовании ламп накаливания уровень освещенности должен быть 100 лк. Общая электромощность должна составлять 1800 вт/кв.м, а удельная - 30-36 вт/кв.м.
      При освещении лампами накаливания в групповых рекомендуется применять светильники типа ПКР-300. Для освещения спален и палат изоляторов светильники типа НП020-1Х100, ПЛ-11-1Х100, НП010-1Х100, НП016-1Х60, НП07-1Х100, НП006-1Х100, НС002-1Х100, НБ007-1Х60. В помещениях с постоянным пребыванием детей штепсельные розетки и выключатели должны устанавливаться на высоте 1,8 м от пола. Искусственное освещение следует включать в соответствии со световым календарем, приведенным в приложении 7.
      В районах севернее 65 град. с.ш. следует предусматривать источники ультрафиолетовой радиации в системе общего освещения помещений групповых, спален, палат изолятора и комнат заболевших детей или фотариях из расчета 1 лампа ЭУВ-30 на 5 кв.м площади при экспозиции 240 мин. или на 10 кв.м площади при экспозиции 480 мин. в течение дня (высота подвеса 2,5 м).

V. САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

      38. Детские дошкольные учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой из расчета на одного ребенка:
      - для детских яслей-садов с дневным пребыванием детей - 75 л/сутки,
      - для детских яслей-садов с круглосуточным пребыванием детей - 100 л/сутки.
      Качество воды должно удовлетворяться санитарным требованиям, предъявляемым к питьевой воде в соответствии с действующим ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством воды". При выборе источника водоснабжения следует руководствоваться ГОСТ 2761-84 "Источники централизованного хозяйственного и питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора".
      39. Здания детских дошкольных учреждений должны быть оборудованы водопроводом, иметь горячее водоснабжение и канализацию.
      При отсутствии централизованных поселковых или городских сетей водопровода и канализации вопрос о выборе и устройстве местных систем водоснабжения и канализации должен решаться по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в зависимости от местных условий.
      В неканализованных районах детские дошкольные учреждения должны оборудоваться внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.
      В неканализованных районах детские дошкольные учреждения должны оборудоваться внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.
      Подводка горячей воды при наличии кранов-смесителей обязательна в кухню, постирочную, игральную I группы раннего возраста, буфетные и туалетные всех групп.
      Температура воды, подводимой к душам и умывальникам, должна быть не ниже 37 град.С(*). К системе горячего водоснабжения должны присоединяться нагревательные приборы в шкафах для сушки верхней одежды детей (в приемных и раздевальных), а также полотенце-сушители в туалетных.
     ______________ (*) - При строительстве зданий по не типовым проектам необходимо предусмотреть оборудование централизованными смесителями для подачи воды к умывальникам и душевым с температурой 37 град.С.
      40. Высота установки детских санитарных приборов, считая от пола помещений до борта прибора, должна быть:
      - умывальников для детей ясельного и младшего дошкольного возраста - 0,4 м,
      - умывальников для детей среднего и старшего дошкольного возраста - 0,5 м,
      - ванн на постаментах - 0,6 м,
      - глубокого душевого поддона для детей второй группы раннего возраста и первой младшей группы (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона - 1,5 м)
      - мелкого душевого поддона для детей дошкольного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона - 1,6 м) - 0,3 м;
      Душевые сетки должны быть с гибким шлангом.
      41. Здания детских дошкольных учреждений должны быть оборудованы системами центрального отопления и вентиляции. Теплоснабжение зданий детских дошкольных учреждений следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных. В сельских населенных пунктах в одноэтажных зданиях яслей-садов с количеством мест не более 50 допускается устройство печного отопления. Топочное отверстие, закрывается герметическими дверками и устанавливается из коридора, но не из помещения, где находятся дети. Печи топятся в отсутствие детей и топка заканчивается за 1,5-2 часа до их прихода. Местные органы санитарного надзора должны осуществлять контроль за содержанием окиси углерода не менее 2 раз в год в течение отопительного сезона.
      В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Во избежание ожогов и травм у детей, отопительные приборы должны быть ограждены съемными деревянными решетками. Не допускается устройство ограждений из древесно-стружечных плит.
      42. Температура воздуха в помещениях должна быть дифференцирована в зависимости от назначения помещений и возраста детей и приниматься согласно таблице 4.
      43. Одежда детей в условиях помещений при умеренной двигательной активности в зависимости от температуры воздуха должна быть следующей (таблица 5).
      44. В помещениях игральных и групповых, расположенных на первом этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть не менее 22 град.С.
      Таблица 4

 

Помещения

Расчетная Т воздуха град. С


в 1А, 1Б,

IГклим . подрайонах

воII, III

КЛИМ .

районахи

1В, 1Д подрайонах

вIV клим . районе

1 . Игральная, приемная первой группы раннего возраста

24

23

22

2. Игральная, приемная второй группы раннего возраста и первой младшей группы

23

22

21

3. Групповые, раздевальные дошкольных групп: второй младшей, средней и старшей, подготовительной

21-22

20-21

19-20

4 . Спальни : ясельных групп
дошкольных групп

20-22

19-21

18-20

5. Туалетные: ясельных групп
дошкольных групп

21-23

20-22

19-21

6. Залы для музыкальных и гимнастических занятий

20

19

18

7 . Буфетные

16

16

16

8 . Прогулочныеверанды

-

-

-

9. Помещение бассейна для обучения детей плаванию

29

29

29

10. Медицинские помещения

23

22

21

11. Служебно-бытовые помещения

20

18

17

12. Кухня

15

15

15

13. Посткрочная

18

18

18

14 . Гладильная

16

16

16

15. Отапливаемые переходы

15

15

15

     Таблица 5

Темпе­ратура воздуха град . С

Одежда

Допустимое число слоев одежды в об­ласти туловища

16-17

град.

Хлопчатобумажное белье, платье шерстяное или из плотных х.б. тканей, трикотажная кофта, колготы (на ногах туфли или теплые тапочки )

3-4

18-20 град.

Хлопчатобумажное белье, платье из полу­шерстяной или толстой хлопчатобумажной ткани, колготы, для старших дошкольников гольфы (на ногах туфли)

2-6

град.

Хлопчатобумажное белье, платье из тонкой хлопчатобумажной ткани с коротким рукавом, гольфы (на ногах легкие туфли или босоножки)

2

23 град.

и выше

Тонкое хлопчатобумажное белье или без него, легкое платье, летнее без рукавов, носки (на ногах босоножки)

1-2


     45. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей принимается 40-55%; в кухне и постирочной - до 60-70%.
      46. Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игральные, спальни, комнаты для музыкальных и гимнастических занятий и др.) должны быть обеспечены чистым свежим воздухом при кратности воздухообмена 1,5.
      47. Отопление и вентиляция в зданиях детских дошкольных учреждений должны учитывать требования Главы СНиП "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Нормы проектирования" и Главы СНиП "Детские дошкольные учреждения".

VII. ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ

      48. Оборудование детских дошкольных учреждений должно соответствовать росту и возрастным особенностям детей, учитывать гигиенические и педагогические требования.
      49. В игральных и групповых помещениях должны быть установлены столы и стулья по числу детей в группах:
      - во второй группе раннего возраста и первой младшей группе, во второй младшей и средней группах - столы четырехместные и (дополнительно) столы двухместные трапециевидной формы;
      - в старшей и подготовительной группах - столы двухместные с изменяющимся наклоном крышки.
      Размеры столов и стульев должны соответствовать требованиям ГОСТ 19301.1-73 и ГОСТ 19301.2-73 "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры". При подборе и расстановке оборудования следует руководствоваться методическими рекомендациями "Об использовании мебели в детских дошкольных учреждениях" Москва, 1983 г.
      50. Основные размеры столов и стульев для детей ясельного возраста должны соответствовать таблице 6.

     Таблица 6
     Таблица 7

     52. При расстановке столов для занятий необходимо соблюдать следующие требования:
      - столы устанавливаются у светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении;
      -
Поделитесь с друзьями:
Збірник "Важливих офіційних матеріалів з санітарних і протиепідемічних питань" том 8, частина 1, 1998 р.

Смотрите так же

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно …
Постановление № 1836-VIII от 07.02.2017г. | КМ Украины, Действующий
Относительно оплаты помощи по временной нетрудоспособности, беременности и родам
Письмо № 396/0/14-10/18 от 18.01.2010 | Минтруда, Действующий
Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, …
Постановление КМ №796 от 27.08.2010г. | КМ Украины, Действующий
О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 27 …
Постановление КМ №939 от 12.10.2010г. | КМ Украины, Действующий

Отзывы и комментарии

Добавить отзыв

Представьтесь от своего имени в любой социальной сети, или войдите на сайт, если у Вас есть логин и пароль: