ГлавнаяПубликацииМировоззрение ребенка

Уберем трудности и конфликты в общении с нашими детьми!

+ 11 926   2014-02-21 12:31:14


Уберем трудности и конфликты в общении с нашими детьми!
В прошлом номере наши читатели узнали  о некоторых законах и правилах, на основании которых можно построить гармоничные отношения в своей семье, даже если они зашли в тупик.  Главные из них – это  принцип безусловного принятия ребенка, когда мы постоянно сообщаем ребенку, что он нам важен и нужен, что его существование для нас – радость. И правило, которое гласит, что родители не должны вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.

Чтобы избежать  проблем в общении с ребенком, родителям важно знать такое правило – если у ребенка возникла трудность, с которой он не может справиться, и он готов принять вашу помощь – не отказывайте ему,  обязательно помогите!

Правило вытекает из основного психологического закона о «зоне ближайшего развития». Применять это правило нужно, если ребенок прямо просит о помощи, или жалуется, что у него не выходит, не получается, либо вообще бросает начатое после нескольких неудач.

А закон  открыл выдающийся психолог Лев Семенович  Выготский  и показал, что развиваясь, ребенок увеличивает круг дел, который может выполнять сам, за счет тех дел, которые раньше выполнял вместе со взрослыми. То есть, зона дел вместе – это потенциал ребенка на ближайшее будущее. Поэтому тот ребенок, с которым родители много занимаются, развивается быстрее, чувствует себя увереннее, успешнее!
Например, много хлопот доставляет ребенку, особенно первоклашке, сбор портфеля в школу и организация рабочего места. Один папа, после консультации с психологом, устроил с сыном игру « соберем портфель и ничего не забудем». Все делали поэтапно – открывали дневник, находили  нужный день недели, вслух называли  учебный предмет и все вещи, необходимые для него.  Причем, папа сначала все брал на себя, скрупулезно перечисляя необходимые предметы. Затем, когда ребенок хорошо усвоил правила их игры, папа специально пропускал некоторые предметы, но бдительный сынишка тут же исправлял ошибку. Через три недели папа попросил сына собрать портфель без него, так как ему нужно «отлучиться по срочному делу», а затем договорились вместе проверить результат. Результат превзошел ожидания – ни одного предмета ребенок не забыл и очень гордился этим! Родители купили торт и отметили это событие, как большое достижение ребенка! Вот так была расширена зона ближайшего развития и налажены теплые, доверительные отношения.

Используя психологические знания, вы можете влиять на преодоление вашим ребенком «не любви» чего-то, например, чтения, математики, иностранных языков и  другого. Просто определенное время делайте все это вместе с ребенком, превращая занятие в интересную игру, используя свою родительскую интуицию и любовь, и вам вместе удастся преодолеть препятствия и пробудить интерес к предмету, занятию. Но на себя берите только то, что ребенок не может выполнить сам, остальное – оставьте ему!

Обычно дети активны и  стремятся быстрее взять на себя то, что делаете вы и тут очень важно уберечь естественную активность ребенка (чтобы потом, во взрослом их возрасте не пенять на безынициативность,  пассивность, лень, которые мы, взрослые, сами же и воспитали). Родителю важно  понять, когда переложить на ребенка свою часть в совместном деле: это не должно произойти слишком рано  и в то же время, не следует затягивать этот момент!

Обязательно хвалите ребенка за самостоятельные успехи! В течение дня найдите время поиграть, поговорить по душам с ребенком, чтобы он получил положительные эмоции от общения с вами.
Родители часто беспокоятся, не избалуют ли такие совместные занятия ребенка, не привыкнет ли он перекладывать свои дела на других?  Психологи отвечают, что все зависит от вашего чувства меры, как много и как долго вы будете брать на себя его дела.

А  как быть родителям в случае, если ребенок не хочет делать то, что в принципе уже умеет? Сначала посмотрите – может быть ребенку еще трудно самоорганизоваться и ему просто нужна ваша поддержка.
Но чаще проблема – в отрицательных переживаниях ребенка по поводу ваших  ранее испорченных отношений. Быстро эта ситуация не проходит, но «лечит» ее дружелюбный тон общения, когда вы  с ребенком на равных, а не командуете и не даете руководящих указаний. Это нелегко, но могут помочь некоторые внешние средства - замените ваши слова  картинками для напоминания, списком дел, записками, схемами.

Например, одна мама долго билась, организовывая утренний порядок действий своего пятилетнего ребенка, часто ругала его, а однажды решила вместе с ним нарисовать все этапы: картинка – встать, картинка – заправить кровать, картинка – сделать зарядку и так далее. Повесили этот большой лист на стену в комнате ребенка. Каково же было удивление всех домашних, когда ребенок начал делать все строго по этому плану, если забывал, что дальше – бежал и сверялся с картинками. Да еще и старшего брата контролировал, мол, сначала зарядка, а после – умываться!

Еще одна распространенная причина конфликтов – это излишне заботливые родители. Это когда родители хотят чего-то для своих детей больше, чем сами дети или вообще вместо них. И не учитывают, что личность и способности ребенка развиваются именно в тех занятиях, которыми он занимается с интересом и по своему желанию!

Как же избежать конфликтов принуждения? Понаблюдайте, чем больше всего увлекается ваш ребенок, какие занятия, дела для него важны и интересны. Отнеситесь с уважением к его занятиям, разделите с ним его увлечение и на его основе сможете довести до ребенка и те знания, которые считаете полезными. 

Одна  младшая школьница,  любила наряжать своих кукол, сама мастерила им наряды и посвящала этому много времени. Школьные успехи ее были не ахти какие - читать не любила, на уроках слушала невнимательно, рисуя куколок в разных нарядах. Родители сначала беспокоились, что ребенок занимается ерундой. Но  как-то мама купила девочке журнал мод и дочка прочла его от корки до корки. Затем ребенка определили в художественную школу, где она с удовольствием училась рисовать. А шить ее учила мама.  Со временем стало ясно, что призвание ребенка – дизайнер одежды. Родители объяснили дочке, сколько знаний нужно для этой профессии и девочка сама  подтянулась в учебе, а по рисованию, английскому, истории, литературе добилась очень высоких успехов. 

Успехов и Вам, дорогие родители, гармонии и любви в ваших семьях!

Поделитесь с друзьями:
Толочко Раиса, психолог

Смотрите так же

Доступно о толерантности
Что такое толерантность? Доступно о сущности толерантности. Что это такое и как …
Ребенка лучше похвалить, чем отругать
Из двух методов — поощрение и наказание — последнее кажется более действенным, …
Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других
У одного моего знакомого есть привычка пощипывать свой нос в разговоре. Это …
Злоба и зависть у ребенка — это выражение бессилия
Маленький ребенок не может выразить свои чувства словами: именно поэтому, чтобы понять …

Отзывы и комментарии

Добавить отзыв

Представьтесь от своего имени в любой социальной сети, или войдите на сайт, если у Вас есть логин и пароль: