ГлавнаяПубликацииМировоззрение ребенка

Ребенка лучше похвалить, чем отругать

+ 51 312   2014-08-17 10:36:00


Ребенка лучше похвалить, чем отругать

Из двух методов — поощрение и наказание — последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию — открытое неповиновение. Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Ее малыш, которому уже хочется во всем подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит: «Нельзя!» — и бросается к нему в ужасе, что он прольет сок. Это неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он подрастет, что он ей не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно, лучше похвалить его: «Какой ты у меня большой стал!» — затем отлить немного сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен.

Как-то доктор Сузуки рассказал мне об ученике, которого он встретил в провинциальной музыкальной школе. Ребенок считался совершенно безнадежным. Он играл на скрипке ужасно, никто не мог помочь ему. «Ты поиграешь мне?» — спросил доктор Сузуки. Это было очень плохое исполнение, но доктор похвалил ребенка: «Замечательно, замечательно», — и добавил: «А я играю это так. Как ты думаешь, у тебя получится так же?» — «Получится», — ответил мальчик и снова взялся за скрипку, стараясь изо всех сил. И что поразительно, у него стало получаться лучше.

Оказалось, что в последнее время беднягу только ругали, а он жаждал поддержки, похвалы. Доктор Сузуки считает, что с детьми гораздо легче, если не порицать их, а хвалить.

Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться убедить его. Если малыш рвет газету, которую вы еще не прочитали, то вместо того, чтобы просто отнять ее у него или хлопнуть его по рукам, можно подсунуть ему старую газету. Если этого не сделать, а просто отобрать, вы подавите в нем очень важный импульс к деятельности, да еще и заберете предмет, который ему интересен, оставив его без дела. Если вы не можете предложить ребенку никакой альтернативы, надо по крайней мере объяснить, почему чего-то делать нельзя. Может, он и не поймет вашего объяснения, но он услышит ноту убежденности в вашем голосе, и это на него подействует положительно.

Отрывок из книги Масару Ибуки «После трёх уже поздно»

Поделитесь с друзьями:

Смотрите так же

Доступно о толерантности
Что такое толерантность? Доступно о сущности толерантности. Что это такое и как …
Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других
У одного моего знакомого есть привычка пощипывать свой нос в разговоре. Это …
Злоба и зависть у ребенка — это выражение бессилия
Маленький ребенок не может выразить свои чувства словами: именно поэтому, чтобы понять …
В два-три года у ребенка развивается чувство собственного достоинства
Родители, возможно сами не сознавая этого, испортили его, ведя себя как «слепо …

Отзывы и комментарии

Добавить отзыв

Представьтесь от своего имени в любой социальной сети, или войдите на сайт, если у Вас есть логин и пароль: